Наука й бізнес
Крістіна Керницька – Особисто я бачила, коли науковець представляв свою розробку і йому маркетолог таке питання: «Чи вивчав він ринок своїх конкурентів» і це питання науковця спантеличило задав. Ось як потрібно було вести себе вченому у цій ситуації ?
Ольга Крупська - На самом деле, вопрос создания новых продуктов, инноваций, наукоемких разработок и вопрос менеджмента инноваций - это два разных процесса, которые следовало бы разделить. От ученых мы не должны ожидать глубокого понимания бизнес-процесса и умения выстроить бизнес – модель, позиционирование своего проекта в бизнес - среде. Во-первых, в части жизненного цикла наукоемкой инновации на нее влияет ряд закономерностей. Я хотела бы проиллюстрировать эти закономерности, что бы было понятно, о чем идет речь.
Если мы рассмотрим в целом жизненный цикл инновации, где у нас будет шкала времени, а здесь у нас будет шкала капиталоемкости проекта. В этом случае, цикл создания инновации выглядит вот таким вот образом - это R&D.
Здесь мы можем, условно говоря разделить на такие стадии развития проекта - стадии будут с первой до третей, то есть это стадии, когда есть стадия «один» уровня технологической готовности разработки, вот стадия «один» означает что это есть только идея, до стадии «три» эта идея формулируется в гипотезу, которую начинают изучать в лаборатории.
Вот здесь у нас будет стадия «четыре-шесть», назовем точку «шесть», уровень TRL «шесть», здесь у нас будет стадия «семь-девять». На этом графике очень легко можно отразить такую вещь, которая касается всех разработок. Блок «один-три», то, что касается фундаментальной науки, как правило, во всех странах мира, финансируется каким-то государственным институтом либо институтами развития, обычно в развитых экономиках на стадии «четыре-шесть», когда идет речь от подтвержденной концепции и до создания лабораторного прототипа, то есть вот стадия «пять» это TRL, это лабораторный прототип, и до стадии «шесть» уже входят венчурные фонды и на этом этапе уже есть понимание того, какого же может быть судьба данного проекта, если в него входят дополнительные инвестиции. И мы начинаем со стадии «семь» и до стадии «девять».
На стадии «семь» заходит сюда инвестиционный капитал, то есть этот проект выводиться на рынок, и мы получаем наукоемкую инновацию, которая делает свои первые шаги. Тестирует бизнес-модель на рынке, делает первые шаги по позиционированию, как компании, когда вокруг наукоемкой инновации создается бизнес. Дальше если все хорошо, проект этот растет до уровня «девять» - это уже будет бизнес масштабируемый, который может котироваться на фондовых рынках, который может быть мультиплицированным в различных странах, по сути, глобально расширяемая инновация.
Что же происходит с точки зрения общего процесса трендов. Здесь мы говорим исключительно о затратах, которые нужны на R&D, эта шкала, здесь есть вторая шкала внешних денег, область между стадией «пять» и «семь» является у нас, так называемой, «долиной смерти», которая общепризнанный термин. Кто занимается выводом новых продуктов, новых технологий на рынок с ним знакомы. Это предполагает то, что инновация, которая была создана, не смотря на ее достаточно качественную технологическую составляющую, может не стать успешным бизнесом. И здесь очень многое зависит от той бизнес - модели, в которой будет двигаться этот проект, да и от позиционирования. Соответственно, когда мы говорим, о том, в какой степени, ученые должны знать свой бизнес, направление в котором они находятся, в какой степени они должны быть сориентированы в бизнесе.
Я думаю, что речь должна идти, только о том, что наука не делается в вакууме, что наука ориентируется на глобальные тенденции. Здесь идет вопрос от потребности клиента, есть запрос рынка и наверняка есть сегодня какой-то объем, таких технологий, которую может заместить соответственно ученый…
К.К. – А я Вас переб’ю, а скажіть будь ласка, а ось у нас який ринковий запит в нашій країні?
О.К. – Я думаю, что в Украине вопрос этого запроса со стороны бизнеса он еще не до конца структурированный, потому что у нас есть момент, опять таки возвращаясь к этому графику, если мы посмотрим, вот эта вся часть, начиная с «один» до «шесть» ,у нас не развит венчурный сегмент -венчурного финансирования, у нас не развит сегмент посевного финансирования наукоемких инноваций, фактически до стадии создания полупромышленного прототипа у нас разработки финансирует государство , соответственно мы получаем портфель готовых решений, которые не были ориентированы на решение какой-то определенной проблематики и соответственно в этом направлении это работает примерно так - украинская наука работала на хорошем уровне показывая результаты не хуже мировых, в определенных направлениях мы вообще-то и сегодня находимся в авангарде создания новых технологий , но при этом разрыв между бизнесом и наукой, и опять таки разрыв между финансовым ресурсом и инвестиционным ресурсом, который приходит в науку, он очень многие наши проекты держит в стадии «долины смерти». Можно отметить, что присутствует комплексная проблематика - в «столах» украинских ученых потеряли актуальность сотни разработок. Отсутствует пласт менеджмента инноваций и структурная связь между наукой и бизнесом.
К.К. –Як його сформувати?
О.К. – Возвращаясь вот к такой иллюстрации. Что нужно делать? Во-первых, развивать финансовые инструменты, которые бы позволяли, начиная со стадии фундаментальной науки (не будем сейчас брать в учет такой пласт проблем, который лежит в области финансирования фундаментальной науки, предположим, что с этим все решено). Рассмотрим прикладную науку, ситуация следующая - в Украине сегодня не созданы инструменты для бизнеса. Каким образом профинансировать прикладные разработки под свой запрос? Во-вторых, развивать привлечение частного финансирования, как в формате посевных инвестиций и венчурных инвестиций. Это вопрос к структурированию рынка капитала, необходимо устраивать структурные связи между наукой и бизнесом. Потому что сегодня идет разговор с одной стороны на разном языке, с другой стороны есть общее непонимание с обеих сторон. Наш опыт показывает - не всегда бизнес может достаточно четко и структурировано сформулировать свой запрос для науки. Брать готовые разработки и внедрять их в бизнес, либо брать сегмент новых технологий, которые требуют адаптации, либо под запрос. Требуется работа по менеджменту инновации, с одной стороны нужно помочь бизнесу структурировать этот запрос, определить какой может быть отклик на этот запрос, дать экскурс по возможностям, которые есть по научно-техническим. Сегодня в Украине компании не до конца представляют реальный научный технический потенциал страны, который есть. В этом ключе, следует более системно, подходить к этому вопросу. По разным векторам – связи, финансовые инструменты и структурирование проектов для того что бы давать жизнь.
...Ученые не всегда могут четко структурировать свое понимание этого уровня готовности. Иногда, занимаются «наукой ради науки», а не стремлением перевести на более высокий уровень технологической готовности проект. Тем более никто не имеет, в научной среде, представление о том, что такое инвестиционный уровень готовности и поэтому такой интегральный показатель инвестиционной готовности проекта будет ноль, то есть это проекты, которые не готовы к инвестированию…
К.К. – Я хотіла би Вас запитати. Яка у нас існує технологічна готовність, інвестиційна? І які у нас взагалі ризики?
О.К. – Мы много говорили о стандартах. Любой инновационный проект можно расмотреть в трех плоскостях. Этот уровень технологической готовности, о котором я уже говорила, есть таких девять уровней, большинство разработок в Украине находиться на стадии близко к шестой , из того что делают институты НАН. Ученые не всегда могут четко структурировать свое понимание этого уровня готовности. Иногда, занимаются «наукой ради науки», а не стремлением перевести на более высокий уровень технологической готовности проект. Тем более никто не имеет, в научной среде, представление о том, что такое инвестиционный уровень готовности и поэтому такой интегральный показатель инвестиционной готовности проекта будет ноль, то есть это проекты, которые не готовы к инвестированию. Для того что бы было понимание и общий язык, нужно говорить языком цифр и языком аргументов. Проект на технологическом уровне готовности, для того что бы перейти на следующую стадию, ему нужно сделать такие шаги, такие операции, возможно это требует ресурсов, с уровня инвестиционной готовности, о возврате инвестиций, о бизнес – модели есть алгоритмы, по которым можно двигаться и развивать проект. Я надеюсь, что такая методология приблизит науку и бизнес, все будут понимать, о чем идет речь и будут в одной системе координат.
...Я думаю, что ученым нужно, прежде всего, качественно и сосредоточено заниматься наукой. Что бы вывести свое научное изобретение на рынок, им нужно входить в кооперацию с теми, кто может их усилить по навыкам бизнес – менеджмента. Быть в кооперации с теми, кто может им системно и корректно выстроить менеджмент управления инновации, и кто может их сориентировать по всем параметрам, как их разработку вывести на более высокий уровень инвестиционной готовности...
К.К. – А якщо підсумувати, що потрібно знати науковцю, який хоче втілити свою розробку у життя ?
О.К. – Я думаю, что ученым нужно, прежде всего, качественно и сосредоточено заниматься наукой. Что бы вывести свое научное изобретение на рынок, им нужно входить в кооперацию с теми, кто может их усилить по навыкам бизнес – менеджмента. Быть в кооперации с теми, кто может им системно и корректно выстроить менеджмент управления инновации, и кто может их сориентировать по всем параметрам, как их разработку вывести на более высокий уровень инвестиционной готовности.
Это требует скрупулезной работы, написания аналитических документов. Начинать с проработки аналитики, гипотез. Потому что, предположения о том, что вокруг инноваций нужно немедленно строить большие заводы, оно не всегда обосновано и понимаемо бизнесом. Потому что, тут нужно идти от рынка, а не от технологий. Это самый первый главный аспект, что всякий раз нужно иметь представления о том, что же даст бизнесу такая технология и тогда эта технология становится экономически привлекательной.
Розшифровка - Марія Демочко